ПРИНЯТ:
На педагогическом совете МБДОУ
Ремонтненского д/с «Солнечный зайчик»
Протокол №1 от 29.08.2023 г.
УТВЕРЖДЕН:
Заведующим МБДОУ Ремонтненского д/с
«Солнечный зайчик»
____________ Т.В. Евкина
Приказ № 64 от 29.08.2023 г.
Учебный план
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Ремонтненского
детского сада «Солнечный зайчик»
на 2023-2024 учебный год
с. Ремонтное
2023 г.
Пояснительная записка
к учебному плану
МБДОУ Ремонтненского д/с «Солнечный зайчик»
Учебный план МБДОУ Ремонтненского д/с «Солнечный зайчик» (далее – МБДОУ)
является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного
процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом его специфики, учебнометодического, кадрового и материально-технического оснащения.
Пояснительная записка (строится на основе особенностей реализуемой программы и
приоритетного направления) в которой определено:
- нормативное обеспечение учебного плана;
- особенности реализации инвариантной и вариативной части учебного плана для каждой
возрастной группы;
- содержательные характеристики и объем учебной нагрузки для изучения каждой области,
если количество часов не нее увеличено;
- объяснение каждого модуля, интегрированного в образовательные области (с учетом
реализуемой программы);
- обоснование включения образовательной деятельности, реализуемой преимущественно на
факультативной основе или программах дополнительного образования.
Нормативной базой для составления учебного плана МБДОУ являются следующие
документы:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012
года № 273-ФЗ;
Приказ Министерства Образования и науки от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении
федерального государственного стандарта дошкольного образования» в редакции от 08.11.2022
№955;
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ
Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования»),
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН (действующая редакция);
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования",
Приказ Министерства просвещения РФ от 23 января 2023 г. N 50 “О внесении изменений
в Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г.
N 236”,
Устав МБДОУ;
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ, разработанная
самостоятельно учреждением в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования и федеральной образовательной
программы дошкольного образования.
Основными задачами планирования являются:
Регулирование объема образовательной нагрузки при реализации образовательных
программ ДОО;
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования;
Обеспечение углубленной работы по всем направлениям деятельности МБДОУ.
В МБДОУ Ремонтненском д/с «Солнечный зайчик» функционирует
2 р а з н о в о з р а с т н ы е группы общеразвивающей направленности. Общая
наполняемость 43 человека.
Организация образовательного процесса основывается на комплексно- тематическом
планировании образовательной деятельности. Организация деятельности взрослых и детей по
реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации
образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности детей.
Решение программных задач осуществляется в разных формах образовательной
деятельности: занятиях, совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной
деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной
деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной
деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по
присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в
ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным
выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой,
подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
При организации образовательного процесса в МБДОУ учитывается принцип
интеграции образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного,
речевого, художественно-эстетического и физического развития. Непосредственно
образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской
деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной,
продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной
литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы,
выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента
детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Нормы и требования к нагрузке детей, а так же планирование учебной нагрузки в течение
недели определены в санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию
и организации режима работы ДОУ (СП 2.4.3648-20), утвержденного постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации. В соответствии с СанПин для
детей раннего возраста от 2 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно
образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять
образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут).
Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время
прогулки.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного
возраста, условия организации образовательного процесса соответствует требованиям,
предусмотренным СанПиН 1.2.3685-21 и СП 2.4.3648-20.
Таблица 1.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки
Возраст детей Продолжитель Продолжительность дневной
суммарной образовательной
ность одного
нагрузки/ общее
занятия
астрономическое время в
неделю
от 2 до 3 лет
10 минут
20 минут / 1ч 40мин
от 3 до 4 лет
15 минут
30 минут/ 2ч 30мин
от 4 до 5 лет
20 минут
40 минут/ 3ч 20мин
50 минут или 75 минут при
от 5 до 6 лет
25 минут
организации 1 занятия после
дневного сна/ 6ч 15мин
от 6 до 7 лет
30 минут
90 минут/ 7 ч 30 мин
Количество условных
учебных
часов/
занятий в неделю
не более 10
10/не более 11
10/не более 12
15/не более 15
15/не более 17
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Перерыв во время занятий для гимнастики, не менее 2-х минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться
во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более
25 - 30 минут в день.
Время образовательной деятельности организуется таким образом, чтобы вначале проводились
наиболее насыщенные по содержанию виды деятельности, связанные с умственной
активностью детей, максимальной их произвольностью, а затем творческие виды деятельности
в чередовании с музыкальной и физической активностью.
Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 2 до 7 лет организуются 3 раза в
неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и
составляет:
1.
в группе раннего возраста - 8-10 минут
2.
в младшей группе - 15 мин.,
3.
в средней группе - 20 мин.,
4.
в старшей группе - 25 мин.,
5.
в подготовительной группе - 30 мин.
Мероприятия физкультурно-оздоровительного цикла предусматривают закаливающие,
оздоровительные, профилактические мероприятия, оптимальный двигательный режим по
каждой возрастной группе, который обеспечивает достаточное время организованной
деятельности детей.
Один раз в неделю для детей 5 - 8 лет круглогодично занятия по физическому развитию детей
организуются на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских
противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным
условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно
образовательную деятельность по физическому развитию проводится на открытом воздухе.
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
Учебный план предусматривает оптимальное соотношение свободной, регламентируемой и
нерегламентированной (совместная деятельность педагогов и детей и самостоятельная
деятельность детей) форм деятельности ребенка. Образовательная деятельность вне
организованных занятий обеспечивает максимальный учет особенностей и возможностей
ребенка, его интересы и склонности. В течение дня во всех возрастных группах предусмотрен
определенный баланс различных видов деятельности.
Мероприятия по профилактике и коррекции речевых нарушений включает ежедневное
проведение индивидуальных и подгрупповых занятий, артикуляционной гимнастики,
пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, игры и игровые упражнения на развитие
слухового внимания.
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях
созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой
образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей
соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 часа в день для всех возрастных групп).
В учебном плане определены виды занятий (НОД) по реализации содержания пяти
образовательных областей (направлений развития детей) основной части ОП ДОУ.
Таблица 2
Занятия по реализации основной части ОП ДО
Образовательная область
(направление развития детей)
Виды занятий (НОД)
Полное наименование
Познавательное развитие
Формирование элементарных математических
представлений
Сенсорика
Ознакомлением с предметным и социальным
окружением
Ознакомление с природой
Развитие речи
Фронтальное логопедическое занятие
Музыкальная деятельность (Музыка)
Лепка
Рисование
Аппликация
Конструирование
Физическая культура в помещении и на воздухе
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет проводятся в соответствии с
санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021 № 2 и имеют суммарную продолжительность не более 20 минут в течение дня и
не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в
четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная
продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет
не должна превышать 10 минут и для детей 6- 8лет — 15 минут.
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях
созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой
образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей
соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 часа в день для всех возрастных групп).
Учебный план групп общеразвивающей направленности (инвариантная часть)
Базовая
часть
(инвариантная)
ФОП
Образовательн
ые области
I
младшая
группа
II
младшая
группа
Средняя
группа
Старш ая
группа
Подготов.к
школе
группа
П.19 Познаватель
ное
развитие
П.20 Речевое
развитие
П.21 Художествен
–но
эстетическое
развитие
Сенсорное
воспитание
ФЭМП
1/34
-
-
-
-
-
1
1/2
1
2
Окружающий
мир
Природа
2
1
1
1
1
1/34
1/36
1/36
1/36
1/36
Развитие
речи.
Художественная литература
2
1
1
2
2
Подготовка к
обучению
грамоте
Приобщение к
искусству
Рисование
Лепка
Конструктивн ая
деятельность
-
1/36
1/36
1/36
1/36
1
2
1
2
2
1
-
1/2
-
1
1/2
1/2
1
1/2
1
Аппликация
Музыка
2
2
1/2
2
3
1
2
3
1/2
2
3
1/2
2
3
-
1
1
1
1
10
11
12
14
15
П.22 Физическое
развитие
Физкультурное
раззвитие
движений с
ЗОЖ
П.18 Социальнокоммуникативное
развитие
Коммуникация
ИТОГО в
неделю:
Основы
гражданствен
ности и
патриотизма
Основы
безопасности
поведения
Формы
образовательной
деятельности в
Режимных
моментах
и культурные
практики
2-3 года
Периодичность
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Социально-коммуникативное развитие (общение, игровая
деятельность, трудовая деятельность)
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно ежедневно
Ситуации общения
воспитателя с детьми
и накопления
положительного
социально эмоционального опыта
Самообслуживание
Трудовые
поручения
(индивидуально и
подгруппами)
Общий и совместный труд
ежедневно
ежедневно
-
Индивидуальные игры с
детьми
Совместная игра воспитателя
и детей
Сенсорный игровой и
интеллектуальный
тренинг
Опыты, эксперименты,
наблюдения (в том числе,
экологической
направленности)
Наблюдения в природе
(на
прогулке,
в
экологическом центре
активности группы)
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
1 раз в месяц 1 раз в 2 недели
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
3 раза в неделю
Познавательная и исследовательская деятельность
ежедневно
1 раз
ежедневно
в 2 недели
ежедневно ежедневно
ежедневно ежедневно
1 раз в 2
недели
3 раза в
неделю
1 раз в 2
недели
3 раза в
неделю
2 раза в
неделю
2 раза в
неделю
1 раз
в2
недели
1 раз
в
неделю
1 раз в 2
недели
1 раз в 2
недели
1 раз в 2 недели
1 раз в
неделю
1 раз в неделю
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно ежедневно