БЕЗОПАСНОСТЬ
Детский травматизм и его профилактика
12.12.2024
Детский
травматизм и его профилактика.
Травмой (повреждением) называется результат внезапного
воздействия на организм ребенка какого-либо фактора внешней среды, нарушающего
анатомическую целостность тканей и протекающие в них физиологические процессы.
Повреждения, повторяющиеся среди детей различных возрастных групп в
аналогичных условиях, входят в понятие детского травматизма.
В зависимости от причин и обстоятельств
возникновения повреждений различают следующие виды детского травматизма:
·
бытовой,
·
уличный — транспортный и
нетранспортный,
·
дошкольный (во время занятий),
·
cпортивный (при организованных занятиях,
спортивных праздниках и неорганизованном досуге),
·
прочий .
Бытовой травматизм у детей занимает первое
место среди повреждений и составляет 70 — 75%.
К бытовому травматизму относят повреждения,
полученные во время пребывания детей в квартире, коридоре, на лестничной
площадке, во дворе дома и т. п. Бытовая травма чаще всего наблюдается у детей
ясельного и дошкольного возраста и снижается в школьном возрасте. У грудных детей
около трети всех повреждений составляют ожоги и около 20 % — переломы.
Предупреждение несчастных случаев в быту зависит от взрослых, ухаживающих за
ребенком. Правильная организация ухода, благоприятные условия окружающей
обстановки являются важнейшими факторами предупреждения бытовой травмы.
За детьми младшего дошкольного возраста
требуется усиленное наблюдение. Систематическая санитарно-просветительная
работа среди родителей и работников детских садов, ознакомление их с причинами
травм и мерами профилактики могут в значительной степени снизить количество
травм. Если травма произошла в детском учреждении, она должна быть предметом
разбора и обсуждения.
Бытовые травмы у детей дошкольного возраста возникают
в основном при падении, ударе о разные предметы. Количество ожогов уменьшается
в связи с увеличением жизненного опыта ребенка. Ожоги в этом возрасте возникают
в основном из-за плохого надзора и небрежности взрослых. Предупреждение травм в
этой возрастной группе зависит от соблюдения взрослыми элементарных правил
безопасности в быту (правильное хранение спичек, ядовитых жидкостей,
осторожное обращение с электроприборами, сосудами с горячей жидкостью во время
стирки и т. п.). У детей дошкольного возраста наряду с бытовой травмой начинает
возрастать частота уличной травмы.
Уличный нетранспортный травматизм обусловлен в
основном несоблюдением детьми правил поведения на улице. С целью
предупреждения этого вида травматизма необходимо правильно организовать досуг
детей и др.
Уличная транспортная травма является самой
тяжелой и в связи с увеличением интенсивности движения на дорогах не имеет тенденции к снижению. Травма, как
правило, сопровождается сочетанными и множественными повреждениями, что может
принесли к инвалидности или даже гибели ребенка. Основными причинами детского
транспортного травматизма являются: безнадзорность детей, незнание и
несоблюдение детьми правил уличного движения, иногда несоблюдение правил
движения водителями транспорта, игра на проезжей части улицы и др. В целях предупреждения
этих самых тяжелых повреждений необходимо проводить специальные занятия по
изучению правил уличного движения среди детей дошкольного возраста, шире
организовывать детские автодромы при парках, проводить разъяснительную работу
среди родителей.
Что такое травма
и травматизм?
Травма – это повреждение тканей или
органов тела в результате какого-либо внешнего фактора или воздействия (ушибы,
ранения, механические, термические, химические,
радиационные и др.).
Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных
обстоятельствах у одинаковых групп населения или контингента лиц, находящихся в
одинаковой обстановке, условиях труда и быта за определенный отрезок времени
(месяц, квартал, год и т.п.).
- детский травматизм – выделяется в отдельную категорию. Он вызывает
особую тревогу. Дети получают тяжелые травмы, увечья и даже гибнут будучи дома,
играя во дворе, на стадионах, в школах, в дорожно-транспотрных происшествиях.
Особенности
детского травматизма в различных возрастных группах. Меры профилактики.
Для правильной организации и проведения
мероприятий по борьбе с детским травматизмом необходимо учитывать особенности
детского травматизма в следующих группах: преддошкольного (от 1 до 3 лет) и
дошкольного ( от 3 до 7 лет) возраста.
В преддошкольном возрасте в связи с
увеличением активности ребенок в большей степени нуждается в наблюдении как в
домашних условиях, так и в обстановке яслей – сада. В этом возрасте нередко
появляются частичные надрывы связочного аппарата в области локтевого сустава, а
еще чаще – растяжения с ущемлением капсулы сустава между головчатым возвышением
плечевой кости и головкой лучевой кости. Причиной этих повреждений являются
резкое натяжение, подтягивание за руку в вертикальном направлении, резкое
выдергивание за руку ребенка из лужи, грязи и при падениях. Старшие должны
знать этот механизм травмы и по возможности поднимать ребенка без резких
рывков.
В дошкольном
возрасте большинство детей первую половину дня проводят в детском саду под
наблюдением воспитателя, а вторую половину - в кругу своей семьи.
Любознательность детей в этом возрасте беспредельна: они непоседливы, все время
в движении, однако у них уже есть некоторый опыт соприкосновения с окружающей
средой: шалости во время приема горячей жидкой пищи, игры в помещениях, где
приготовляется пища, проводится стирка белья, легкий доступ к спичкам и
использование их в игре и т.п.
В весенне-летний период отмечается увеличение
числа падений из неотгороженных и незащищенных сетками окон, с балконов и
лоджий. Эта травма отличается наибольшей тяжестью и часто приводит к летальному
исходу. Возрастает частота ссадин, ушибов, переломов, повреждений органов
грудной и брюшной полостей, черепно-мозговой травмы, полученных во дворах, на
лестничных клетках, на улице при падениях и автотравмах.
Профилактические мероприятия, направленные на
снижение травматизма у детей в дошкольном возрасте, состоят в проведении разъяснительной
работы с родителями и детьми.
Причиной повреждений от
транспорта являются нарушения элементарных правил поведения на улице. Из
всех видов детского травматизма транспортный приводит к наиболее тяжёлым
повреждениям, иногда со смертельным исходом.
Взрослым необходимо всегда помнить, что в их руках находится здоровье и жизнь детей. Подарим же им действительно счастливое детство, без травм и лишних обращений к врачам!
Безопасносность детей в летнее время года
20.06.2025
Безопасносность детей в летнее время года
Лето — самое короткое и долгожданное время года для детей и их родителей. Пока есть возможность, хочется успеть всё: вволю погулять, искупаться, покататься на велосипеде, и заняться другими увлекательными делами, на которые зимой никогда не хватает времени. А чтобы долгие каникулы не омрачились травмами и болезнями — достаточно соблюдать правила безопасности летом для детей: и взрослым, и, конечно, самим детям. Лето характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению опасных ситуаций.
Предупреждение детского травматизма – одна из самых актуальных проблем нашего времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период. Главное, что должны помнить родители – ни при каких обстоятельствах не оставлять ребёнка без присмотра. Необходимо выделить некоторые правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Безопасность поведения на воде
Не игнорируйте правила поведения на воде и не разрешайте делать это детям. Не купайтесь с ними в местах, где это запрещено. Не заплывайте за буйки, не прыгайте в воду со скал или в местах с неизвестным дном. Старайтесь держать ребенка в поле своего зрения, когда он находится в воде. Главное условие безопасности – купаться в сопровождении кого-то из взрослых. Необходимо объяснить ребёнку, почему не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других отдыхающих. Дно водоема может таить немало опасностей: затопленная коряга, острые осколки, холодные ключи и глубокие ямы. Также дети должны твердо усвоить следующие правила:
игры на воде опасны (нельзя, даже играючи, "топить" своих друзей или "прятаться" под водой);
категорически запрещается прыгать в воду в не предназначенных для этого местах;
нельзя нырять и плавать в местах, заросших водорослями;
не следует далеко заплывать на надувных матрасах и кругах;
не следует звать на помощь в шутку.
Детям о личной безопасности
Чтобы обеспечить личную безопасность детей, необходимо выработать у них умение отказываться от нежелательного общения. Детям необходимо знать и в повседневной жизни соблюдать ряд общеизвестных правил личной безопасности:
не ходить в отдаленные и безлюдные места (стройки, заброшенные здания, подвалы, пустыри, лесополосы, крыши высотных зданий, чердаки и др.);
не вступать в разговор с незнакомым человеком на улице, даже если это милая женщина;
поддерживать с родителями связь по телефону;
сообщать родителям куда, с кем, насколько уходит из дома и как с ним можно связаться помимо его личного телефона (по телефону друзей и их родителей, по телефону тренера, классного руководителя и пр.)
не принимать подарки и угощения от незнакомых людей;
не пускать посторонних в свою квартиру, несмотря на то, кем они представляются (полицейский, врач, слесарь, соседка с верхнего этажа, мамина подруга и пр.);
не садиться в чужую машину без родителей;
не входить с незнакомым человеком в лифт;
не трогать незнакомые подозрительные предметы;
не вступать в общение с религиозными пропагандистами на улице или в общественном месте;
избегать общения с пьяным человеком.
Проверьте, знает ли ребёнок наизусть номер телефона хотя бы одного из родителей — личный телефон сына или дочери может потеряться или разрядиться, и связаться с родственниками, не зная номера наизусть, будет сложно. Всегда знайте, где сейчас находится и что делает ваш ребёнок с помощью приложения на телефоне или gps-часов «Где мои дети»: в режиме реального времени вы будете знать, где ваш ребёнок сейчас, и где он уже успел побывать, а в случае опасности получите сигнал тревоги, даже если звонок невозможен.
Открытые окна
Ежегодно с началом весенне-летнего сезона регистрируются случаи гибели детей при выпадении из окна. Как правило, во всех случаях падения, дети самостоятельно забирались на подоконник, используя в качестве подставки различные предметы мебели, и, опираясь на противомоскитную сетку, выпадали из окна вместе с ней. При этом подавляющее большинство падений происходили из-за недостатка контроля взрослыми за поведением детей, рассеянностью родных и близких, забывающих закрывать окна, отсутствие на окнах блокираторов или оконных ручек-замков, неправильной расстановкой мебели, дающей возможность детям самостоятельно забираться на подоконники, и наличие москитных сеток, создающих иллюзию закрытого окна.
Не оставлять окна открытыми, если дома маленький ребенок, поскольку достаточно отвлечься на секунду, которая может стать последним мгновением в жизни ребёнка или искалечить её навсегда.
Не использовать москитные сетки без соответствующей защиты окна – дети любят опираться на них, воспринимая как надёжную опору.
Не оставлять ребенка без присмотра.
Не ставить мебель поблизости окон, чтобы ребёнок не взобрался на подоконник и не упал.
Тщательно подобрать аксессуары на окна. В частности, средства защиты от солнца, такие, как жалюзи и рулонные шторы должные быть без свисающих шнуров и цепочек. Ребёнок может в них запутаться и спровоцировать удушье.
Установить на окна блокираторы или оконные ручки-замки с ключом, препятствующие открытию окна ребёнком самостоятельно.
Безопасное поведение в лесу
Прогулка в лес – это очень хороший отдых, который укрепляет здоровье, знакомит ребёнка с родной природой. Но есть некоторые правила, с которыми взрослые должны обязательно ознакомить ребёнка, так как лес может таить в себе опасность.
Расскажите ребенку о ядовитых грибах и растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах. Напоминайте ребёнку, что ему ни в коем случае нельзя ходить по лесу одному, нужно держаться всегда рядом с родителями. Но что делать, если он заблудился? Объясните ребёнку, что не нужно поддаваться панике и бежать, куда глаза глядят. Как только потерял родителей, следует кричать громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу, и оставаться на месте.
Ролики, велосипеды, самокаты
Активный отдых летом интересен и полезен для ребёнка: зимой уже не удастся покататься на велосипеде, роликах и самокате. Но любой активный вид спорта может быть опасен! Согласно статистике, аварии на велосипеде и падения — одни из основных причин детских травм летом. Соблюдайте правила безопасности во время летних забав, и пусть здоровье ребёнка от активной деятельности только укрепляется!
Расскажите ребёнку, какие правила нужно соблюдать при летней активности, чтобы свести риск травм к минимуму:
при катании на велосипеде, самокате, роликах необходимо защитить уязвимые места: надевать шлем, наколенники, налокотники — детские хирурги утверждают, что большинство травм удалось бы избежать, если бы дети были соответствующим образом экипированы;
ролики, велосипед или самокат должны подходить ребёнку по размеру: велосипед не должен быть низким или слишком высоким, ролики должны плотно фиксировать ногу, но не пережимать её;
электросамокат — опасный транспорт: он развивает большую скорость, плохо виден автомобилистам и мешает пешеходам на тротуарах, поэтому лучше предпочесть электросамокату обычный самокат;
упасть во время катания может любой — и учиться падать нужно правильно: сгруппироваться, свернувшись калачиком, не выставляя руки вперёд.
Как эффективно обеспечить безопасность дошкольника?
Практические советы по обеспечению безопасности детей дошкольного возраста
Все потенциально опасные для ребенка дошкольного возраста места в доме должны быть максимально защищены. Простое правило, но часто игнорируемое. Открытые окна, кухонная плита, электрические розетки и так далее могут стать смертельно опасными для малыша, если вы отвернетесь хоть на минуту. Запомните, фраза «от всего не убережешься» НЕ оправдание, в данном случае лучше перестараться, чем потом горько сожалеть. Тем более способов защиты на сегодняшний день есть много. Например, эффективное средство разграничения доступа в квартире - это ворота безопасности,
которые устанавливаются в дверные проемы или крепятся к произвольным местам на стенах. А для локальной защиты опасных мест можно применять колпачки на ручки плиты, блокираторы для окон и духового шкафа, заглушки на электрические розетки и защитные уголки на острые края мебели. Кстати, высокая мебель, которая может упасть (например, небольшой шкафчик) должна быть надежно закреплена к стене, это же касается и высоких предметов типа елки;
Нельзя никогда оставлять маленького ребенка наедине с потенциально опасными предметами. К таковым относятся, кстати, и многие игрушки. Мелкие детали, химические вещества (клей, краски, пластилин), острые, горячие или тяжелые предметы могут нанести значительный вред. Запомните, что даже обычная бытовая химия, которой вы моете тарелки, в случае заглатываниявещества (например, ребенок потянул в рот губку
пропитанную им) может вызвать серьезнейший химических ожог ротовой полости и гортани малыша. А горячая кастрюля, поставленная на стол со скатертью, несет еще более реальную угрозу малышу. Ведь он может потянуть за край скатерти и ошпариться содержимым кастрюли. Фраза «я оставила трехлетнего сына на его пятилетнюю сестру и думала, что всё будет хорошо» – это преступление против своих детей. Это же так же касается и прогулок на улице, где ходят большие собаки, взрослые с нездоровой психикой, на земле могут быть осколки бутылок и так далее. При прогулкахна улице старайтесь находиться от малыша на таком расстоянии, чтобы вы четко видели, что он выкопал из земли или что находится рядом, обычно это расстоянии должно не превышать двух метров. Не забывайте, что даже современная детская площадка, сделанная по всем новым стандартам безопасности, может нести угрозу ребенку, например, от качающейся качели, удар которой способен нанести малышу серьезную физическую и психологическую травму;
Всегда четко разъясняйте детям основы правил безопасности. Но всегда учитывайте их возраст. Если вы скажете двухлетке «не лезь в розетку, там ток», то в лучшем случае он вас НЕ поймет, а в худшем опустит отрицательную частицу «не» и именно полезет в розетку. А вы не знали, что дети игнорируют отрицательные частицы? В общем, учтите, что для каждого возраста и уровня восприятия должны быть свои методы обучения безопасному поведению.
Памятка для родителей
Что должен знать о безопасности ребенок дошкольного возраста
Дошкольник должен осознать саму суть понятий: «опасно» и «безопасно» -уяснить, что есть опасные люди, предметы, явления природы. Уяснить суть здоровья и повреждения организма. Знать общую информацию о себе (фамилию, телефон и т.д.).
Малыш должен знать основные правила безопасности при нахождении дома, в том числе и правила пожарной безопасности – опасность игр с воспламеняющимися предметами, телефон пожарной службы и т.д. А также опасность розеток, горячих предметов (утюг, плита, обогреватель), открытых окон, разговоров по телефону с незнакомцами, открытие двери чужим людям и т.д.
Ребенок дошкольного возраста должен знать основные правила безопасности при нахождении на улице - о том, что нельзя подымать с земли шприцы, острые предметы, например, осколки стекла, разговаривать и идти куда-то с незнакомцами, подходить к большим собакам, залазить высоко на заборы и деревья и т.д.
Дошкольник должен знать правила безопасного поведения в детском саду. Поведение в коллективе с детьми, передвижение по садику, выход на улицу, игры, правила обращения с предметами, которые могут представлять опасность для окружающих.
Берегите детей.
Самое дорогое в нашей жизни – это жизнь наших детей!!!!
Ребенок должен усвоить основные опасности, которые его могут подстерегать и правила поведения в этих ситуациях. Это опасности техногенного характера (пожары, поражения электрическим током, отравления газом из плиты и т.д), опасности природного характера, (землетрясения, удары молний, ураганы и т.д.) - особенный акцент надо сделать на явлениях присущих данной местности.
Ребенок должен знать базовые правила дорожного движения и основные знаки ПДД, например, «подземный переход», «наземный переход», «наземный переход», «пешеходная дорожка» и т.д.
Дошкольник должен понимать правила поведения в основных ситуациях: «на солнце», «на воде», «на льду» и т.д.
Ребенок дошкольного возраста должен знать общие правила здорового питания и закаливания организма. Понимать, что ему полезно, а что нет.
Малыш должен иметь общее представление об охране окружающей среды и о том, как лучше оберегать природу.
Безопасность детей дома
Даже в правильно организованном домашнем пространстве могут появиться неожиданности, представляющие опасность для малышей. Например, возможность залезть на подоконник, выйти на опасный балкон. Надо попытаться предусмотреть максимальное число опасных ситуаций и предотвратить их осуществления.
8 «нельзя». Что должен усвоить ребёнок о безопасности в быту:
Нельзя играть с легковоспламеняющимися предметами и жидкостями – спичками, зажигалками, аэрозолями и т.д.
Нельзя поворачивать вентили газовой плиты и колонки.
Нельзя включать электроплиту и трогать другие электроприборы без взрослых.
Нельзя играть с розетками.
Нельзя самостоятельно открывать окна и сидеть на подоконнике у открытого окна.
Нельзя трогать и тем более играть острыми предметами – ножами, ножницами, иглами, инструментами и т.д.
Нельзя пробовать бытовую химию и парфюмерию.
Нельзя открывать двери посторонним людям, особенно если один дома.
Основа основ. Памятка о детской безопасности для родителей.
Обеспечивать безопасную для ребёнка среду в доме, где он живет – важная задача родителей. С одной стороны, нужно предотвратить травмы и несчастные случаи, а с другой – научить ребёнка самостоятельности в этом вопросе и не «задушить» его контролем. Зная главные источники опасности для детей в доме, можно свести риски бытовых происшествий к минимуму, в том числе используя специальные приспособления, например, заглушки на розетки и блокираторы на окна.
Также необходимо объяснять детям, что несёт для них угрозу и почему. Это важно, поскольку они не обладают достаточным жизненным опытом. Постоянно напоминайте детям правила безопасности в быту, но не запугивайте и старайтесь выстраивать доверительные отношения. Тогда противодействие установленным ограничениям будет ниже – ребёнок будет чувствовать заботу, а не только контроль.
Одно из главных условий безопасности ребёнка — его к вам доверие. Он должен понимать, почему вы устанавливаете те или иные условия, чувствовать заботу и не бояться рассказывать вам о любых ситуациях. От вас, как от старшего, требуется продумать все правила безопасности и грамотно донести их до детей. Однако не нагружайте ребёнка, особенно взрослеющего, необоснованными ограничениями – это может сделать его неуверенным в себе и негативно повлияет на дальнейшую жизнь.
Что должны сделать родители для безопасности ребёнка дома:
С момента рождения и примерно до трёх лет никаким правилам безопасного поведения ребёнка не научить — нужно всё контролировать самостоятельно. Однако дети постарше становятся «договороспособными», поэтому можно начинать объяснять им, что несёт для них угрозу и почему. Важно научить ребёнка осознавать причинно-следственные связи и постепенно развить у него навык думать наперёд о последствиях.
Помогут научить ребёнка безопасному поведению дома тематические книги и мультфильмы с дальнейшим обсуждением сюжета, ролевые игры, в которых вы вместе проработаете опасные ситуации и верное поведение, а также личный пример. Проработка навыков безопасного поведения должна быть регулярной, потому что дети неусидчивы и быстро переключаются на другие, более интересные в моменте темы.
Предотвратить несчастные случаи и травмы – сначала убрав источники опасности, а затем обучая ребёнка правилам поведения.
Устанавливать ограничения по возрасту и ослаблять их по мере взросления детей.
Всё равно поддерживать контроль за газовыми и электрическими приборами, потенциально опасными устройствами и предметами даже если кажется, что ребёнок давно всё понимает.
Донести до ребёнка, что такие важные данные, как его имя и адрес, телефоны родителей и т.п. нужны ему для опасных ситуаций, поэтому нельзя ими делиться со случайным людьми.
Подавать личный пример и придерживаться безопасного поведения в быту.