согласовало
Принято
Завед}тощий Ремонш{енским
отделом образования
ремонтненского
Управляющий совет
Ремонтненского ,ш/с
мБдоу
д/ с
зйчик>
зайц.rк>
Т.В. Евкина
Приказ ЛЬ 2 от 22.08.202З г,
Протокол J\! 04 от
Пожидаев
2023 r,
Программа
раввити{
Муницип:шьного бюджетноrо дошкольного
образовательного гIреждения
Ремонтненского
сада (СолнечныЙ ваЙчик>>
по экологическому
воспитанию
детей
доцIкольного возраста (Мир вокруг
на2о2"3-2оzб г.г.
с.
Ремонтное 2о2з г.
нас}>
детского
Согласовано
Принято
Утверждаю
Заведующий Ремонтненским
отделом образования
Администрации Ремонтненского
района
_____________ С.А. Пожидаев
«______» _________ 2023 г.
Управляющий совет МБДОУ
Ремонтненского д/с «Солнечный
зайчик»
Протокол № 04 от 18. 08.2023 г.
Заведующий МБДОУ
Ремонтненским д/ с
«Солнечный зайчик»
___________ Т.В. Евкина
Приказ № 62 от 22.08.2023 г.
Программа развития
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения Ремонтненского детского
сада «Солнечный зайчик»
по экологическому воспитанию детей
дошкольного возраста «Мир вокруг нас»
на 2023-2026 г.г.
с. Ремонтное 2023 г.
Содержание
1. Паспорт программы развития .......................................................................................................3
2. Аналитическое и прогностическое обоснование программы развития.......................................4
3. Основная идея инновационного развития дошкольного образовательного учреждения ......... 10
4. Цель и задачи программы развития ............................................................................................ 10
5.Концептуальный проект развития ДОУ....................................................................................... 11
6. Содержание образовательного процесса, различных его моделей, стратегия и тактика развития
................................................................................................................................................................13
7. Этапы реализации программы развития.........................................................................................21
8. Ожидаемые результаты реализации программы развития ......................................................... 22
9. Ресурсное обеспечение программы развития ............................................................................. 22
10. Совершенствование структуры системы управления .............................................................. 23
11. Система контроля за выполнением основных разделов программы развития ....................... 24
12. Смета расходов, предусмотренных на реализацию программы развития .............................. 25
2
1. Паспорт программы развития
Наименование
программы
Основание
разработки
Разработчики
Исполнители
Программа развития МБДОУ Ремонтненского д/с «Солнечный
зайчик» по экологическому воспитанию детей дошкольного
возраста «Мир вокруг нас»
для
Конституция Российской Федерации
Семейный кодекс Российской Федерации
Конвенция ООН о правах ребенка
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
N 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»
Основная образовательная программа МБДОУ Ремонтненского д/с
«Солнечный зайчик»
Заведующий и педагоги МБДОУ Ремонтненского д/с «Солнечный
зайчик»
Участники образовательных отношений МБДОУ Ремонтненского
д/с «Солнечный зайчик»
Основная идея
преобразований
Создание условий для реализации задач экологического воспитания
дошкольников
Назначение
программы
Создание действующей модели устойчивого развития ДОУ, создание
пространства, максимально благоприятного для реализации задач
экологического воспитания дошкольников
Цель
Построение целостной системы с активным взаимодействием всех
участников
образовательных
отношений,
обеспечивающей
оптимальные условия для перехода на новый более высокий
усовершенствованный уровень работы по экологическому воспитанию
детей с учётом их психофизического развития, индивидуальных
возможностей.
Задачи
1.Усовершенствование и обогащение материально-технической базы
дошкольного образовательного учреждения для повышения качества
образования детей по экологическому воспитанию.
2.Совершенствование воспитательно-образовательного процесса для
формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры
и осознанного отношения к окружающему миру через освоение и
внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников.
3.Создание условий для развития кадрового потенциала ДОУ по
вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста.
4. Развитие системы партнёрских взаимоотношений с семьями
воспитанников по вопросам экологического воспитания детей.
5. Усовершенствования плана сотрудничества с социально значимыми
организациями по экологическому воспитанию дошкольников.
3
Сроки
2023-2026 годы
Программа развития реализуется в 4 этапа:
1 этап - Проектно – мобилизационный - 2022 - 2023 учебный год
2 этап - Экспериментально – поисковый - 2023 -2024 учебный год
3 этап - Основной преобразовательный - 2024 – 2025 учебный год
4 этап - Рефлексивно - обобщающий – 2025 - 2026 учебный год
Бюджетные и внебюджетные средства, благотворительные
Финансовое
обеспечение
средства
программы
Организация контроля Ремонтненский отдел образования Администрации Ремонтненского
района
Основные
направления
программных
мероприятий
- развитие материальной базы, приведение ее в соответствие с
концепцией развития учреждения;
- создание действующей модели устойчивого развития ДОУ;
- повышение имиджа и конкурентоспособности ДОУ;
- соответствие экологического воспитания в ДОУ современным
требованиям;
- повышение удовлетворённости родителей качеством
образовательных услуг и их доступностью;
- повышение квалификации педагогических кадров.
Ожидаемые
результаты
В
дошкольном
образовательном
учреждении
сформируется
социокультурное
образовательное
пространство,
определится
действующая модель устойчивого развития ДОУ, которая обеспечит
повышение статуса экологического воспитания. У детей расширятся и
систематизируются знания, которые в дальнейшем станут основой для
формирования их экологической культуры.
Педагогический
коллектив
достигнет
высокого
уровня
педагогического мастерства, профессиональной компетентности,
овладеют
современными образовательными программами и
технологиями по экологическому воспитанию детей в соответствии с
ФГОС ДО.
Разработается система партнерских взаимоотношений дошкольной
организации с семьёй в соответствии с ФГОС. Повысится
заинтересованность и компетентности родителей в вопросах
экологического воспитания детей.
Укрепятся связи с учреждениями культуры, образования, спорта,
общественными организациями.
2. Аналитическое и прогностическое обоснование программы развития
Анализ внешней ситуации и социального заказа
Экологическое воспитание является актуальным вопросом современности, значимость
которого определяется прежде всего потребностью общества в разработке системы
экологического воспитания подрастающего поколения. В настоящее время, в век научно4
технического прогресса, когда у человека появляются неограниченные возможности воздействия
на природу, экология приобретает особенно важное значение. Достижения её успешно
применяются в сельском и охотничье-промысловом хозяйствах, медицине, ветеринарии, при
проведении мероприятий по охране природы, рациональном использовании её ресурсов.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне
живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству.
Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления
исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на
потребительское отношение к природе, изменения не только его поведения, но и смены
ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших вопросов современного
общества является проблема формирования экологической культуры личности.
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что
взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом,
который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему
стать фактором общего формирования и развития личности.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период
его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования
физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых
семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира,
начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в
окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются
основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как
общую ценность для всех людей.
Анализ внутренней ситуации
Характеристика ДОУ:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ремонтненский
детский сад «Солнечный зайчик»
Российская Федерация, Ростовская область, Ремонтненский район, село Ремонтное, улица
Октябрьская д. 140. Контактный телефон: 8 (863 79) 3-10-05
Адреса электронной почты: z.solnechniy@mail.ru
-Год открытия: 1986 г.
График работы: Пятидневная рабочая неделя. Выходные: суббота, воскресение, праздничные
дни
Режим работы: с 7.30 до 17.30 ч.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: серия 61ЛО1, № 0002367 .
регистрационный номер 4757 от «07» мая 2015г.
Проектная мощность: 50 детей
В 2022-2023 учебном году функционировало 2 разновозрастные группы:
Группа №1 «Почемучки» - 21 ребенок
Группа №2 «Гномик» - 29 детей
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами - 0
5
Анализ материально – технической базы МБДОУ
МБДОУ Ремонтненский д/с «Солнечный зайчик» владеет, пользуется и распоряжается
закреплённым за ним имуществом в соответствии с его назначением, своими уставными целями,
законодательством РФ.
МБДОУ Ремонтненский д/с «Солнечный зайчик» расположен в отдельно стоящем
приспособленном одноэтажном здании. В учреждении установлен необходимый режим
функционирования водоснабжения, освещения, отопления, канализации, энергоснабжении,
теплоснабжения. Здание и оборудование отвечают требованиям техники безопасности, пожарной
безопасности, что подтверждается актами соответствующих служб. Учреждение имеет прилегающую
территорию, оборудованную участками для прогулок детей каждой возрастной группы, спортивной
площадкой, цветниками, огородом.
В учреждении созданы необходимые условия для осуществления образовательного
процесса с детьми дошкольного возраста.
Вся планировка и оснащение здания организовано с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей развития воспитанников. Для каждой возрастной группы имеется все необходимое
для полноценного функционирования помещения: раздевальная, игровая, спальня, туалетная
комната.
В дошкольной организации по мере возможности обогащается предметно –
пространственная развивающая среда, создаваемая с учетом:
- динамичности, стабильности, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, учета
возрастных различий, активности и творчества.
Для каждой возрастной группы предусмотрено наличие: мягкого и жесткого инвентаря,
технического оборудования, дидактического материала.
Образовательный процесс в ДОУ имеет современный уровень материально-технического
оснащения:
Ноутбуки – 3 шт.
Музыкальный центр – 1 шт.
Принтер –3 шт.
Мультимедийный проектор -1шт.
План финансово-хозяйственной деятельности помогает проанализировать экономическое
состояние ДОУ и обосновать реальность достижения цели в будущем. Установить синхронность
поступления и расходования денежных средств.
Периодически в ДОУ проводится декоративный ремонт помещений, систем
коммуникаций, что позволяет поддерживать системы жизнеобеспечения ДОУ в режиме
функционирования.
Дальнейшая деятельность учреждения будет направлена на укрепление материально
технической базы, создание условий, позволяющих эффективно решать проблемы безопасности,
обеспечивать проведение мероприятий антитеррористического характера. Таким образом,
можно сделать вывод, что построение развивающей среды в ДОУ основывается на принципах,
направленных на создание благоприятных условий для реализации личностно-ориентированного
взаимодействия взрослого и ребенка, обеспечения личностного развития воспитанников.
6
Анализ кадрового обеспечения образовательного процесса ДОУ
Педагогический коллектив детского сада укомплектован полностью в соответствии со
штатным расписанием. Правовой статус коллектива и его членов прописан в Уставе,
коллективном договоре, эффективных договорах, правилах внутреннего трудового распорядка,
должностных инструкциях.
В последние годы в учреждении наметилась тенденция роста количества педагогов, имеющих
высшую и первую квалификационные категории.
Педагоги дошкольной организации подходят к решению педагогических задач с учетом
современных требований.
Повышению профессиональной компетентности педагогов детского сада способствуют
разные формы повышения квалификации:
- самообразование;
- использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими
кадрами внутри МБДОУ;
- методические мероприятия районного уровня;
- курсы повышения квалификации различных уровней.
Анализ контингента родителей
Социальная характеристика семей определяет индивидуально дифференцированный
подход в организации партнерских взаимоотношений с родителями.
Контингент родителей в основном составляют рабочие и служащие. Количество неполных семей,
дети которых посещают МБДОУ, остаётся на уровне 22%, полных семей – 78%. Увеличилось
количество родителей с высшим образованием, что составляет 74 %. Образовательный и
социальный статус родителей дает возможность им быть полноправными и активными
участниками педагогического процесса и жизнедеятельности МБДОУ в целом: принимать
решения, регулировать и контролировать деятельность, рассматривать пути дальнейшего
развития ДОУ.
Ежегодное анкетирование демонстрирует удовлетворенность большинства родителей
условиями содержания, воспитания и развития детей в ДОУ, стилем общения сотрудников с
детьми и родителями, результатами воспитательно-образовательного процесса, подготовкой
детей к обучению в школе.
Вывод: в большей степени образовательные запросы удовлетворяются, используются
современные активизирующие формы взаимодействия с семьёй. Следовательно, работу с семьёй
необходимо продолжить для установления партнёрских взаимоотношений с родителями наших
воспитанников.
Организация образовательного процесса в ДОУ
Содержание работы с воспитанниками в дошкольной организации, в соответствии с
ФГОС ДО осуществляется по следующим направлениям развития: социально-коммуникативное,
познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое и реализуется в различных
формах организации воспитательно-образовательного процесса. В учреждении реализуется
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под
редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева .
Образовательный процесс организуется в течение всего дня во всех формах деятельности
с детьми дошкольного возраста: непосредственно организованной, совместной со взрослым и
7
самостоятельной деятельности
мониторинговые исследования
образовательного процесса.
детей. В
с целью
детском саду проводятся
дальнейшего планирования
педагогические
воспитательно-
Анализ взаимодействия с социально-значимыми учреждениями
Деловые партнерские отношения с социальными институтами детства строятся на основе
договоров, направлены на обеспечение комплекса условий здоровье сбережения и физического
развития детей, развитие познавательно-речевой сферы, расширение социальных контактов.
Образовательный процесс воспитанников проходит не только в детском саду, но и за его
пределами при взаимодействии с различными институтами детства. Территориальное
расположение ДОУ позволяет решать задачи непрерывного и всестороннего развития детей во
взаимодействии с учреждениями образовательной, культурной, оздоровительной сфер общества.
Работа по взаимодействию с социумом осуществлялась через взаимодействие со школой,
центром дополнительного образования, библиотекой, больницей, ДЮСШ. Взаимодействие с
учреждениями социальной сферы проходит в разнообразных формах сотрудничества:
информационный обмен, совместные планы, программы, беседы, консультации.
Новые условия диктуют и новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада
с семьёй.
Сотрудничество ДОУ с родителями, другими общественными организациями помогает
объединить вокруг ребёнка те силы общества, которые заинтересованы в его развитии, а также
делает его активным участником в жизни социума.
Работа с социумом осуществляется в системности мероприятий, так как социум позволяет
решать задачи социально-нравственного и экологического воспитания.
Таким образом, кадровый потенциал, созданная предметно-развивающая среда, уровень
овладения технологическим компонентом, уровень творческой активности воспитанников,
родителей и педагогов позволяют осуществить переход дошкольного учреждения из режима
стабильного функционирования в режим устойчивого развития.
Анализ организации образовательного процесса работы в ДОУ
Основным содержанием экологического воспитания является формирование
экологической культуры дошкольников, осознанно-правильного отношения к природным
явлениям и объектам и к самому себе.
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического
воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и
сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно
он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции
«защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры
дошкольников.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее
восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития
отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей
существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных
сообществ.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается
определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня
его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов,
вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в
8
различной деятельности.
Система работы по экологическому воспитанию детей, ориентируется на основную
общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство» (образовательная
область «Познавательное развитие»). В детском саду работа по экологическому воспитанию
начинается с предметно-образовательного пространства, создания для детей комфортной и
доступной атмосферы.
Реализация поставленных задач осуществляется через следующие формы работы:
поисково-исследовательская, экспериментальная деятельность, досуги, театрализованные
представления, выставки детских работ, экологические праздники, детские проекты, участия в
конкурсах, занятия, экскурсии, подготовка и проведение тематических праздников и
развлечений, чтение художественной литературы, ООД с использованием электронных
презентаций, образовательная деятельность детского сада.
Выводы: несмотря на проводимую дошкольным учреждением работу, по-прежнему
актуальными остаются вопросы создания системы совместных действий всех участников
образовательного процесса по экологическому воспитанию и формированию основ
экологической культуры детей дошкольного возраста.
Наблюдения воспитательно-образовательного процесса, результаты анкетирования
родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников, а также обострение
экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской
работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.
Эта работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной
ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе,
к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Проблемное поле:
- низкая заинтересованность и безграмотность родителей в вопросах экологического воспитания
детей дошкольного возраста;
- недостаток программного обеспечения образовательного процесса по экологическому
воспитанию, который препятствует повышению эффективности работы с детьми;
- недостаточная компетентность педагогов по данному вопросу.
- и что особенно важно для организации работы с детьми - это отсутствие единого
образовательного пространства, где основой является специальным образом организованная
образовательная среда, организация которой должна стать первостепенной задачей, стоящей
перед коллективом образовательного учреждения, для воспитания дошкольника, который
осознанно относится к окружающему миру. Данные проблемы влекут за собой риски при
реализации программы развития ДОУ.
Риски:
- недостаточная заинтересованность и уровень компетентности родителей в вопросах
экологического воспитания детей дошкольного возраста;
- недостаточный уровень профессионализма воспитателей по использованию современных
технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
- программа может быть реализована частично из-за недостаточного финансирования.
Механизм преодоления негативных последствий:
- создание единого образовательного пространства;
- повышение профессионального мастерства педагогов и персонала детского сада;
- просвещение родителей, их активное участие в реализации программы развития ДОУ;
9
- разумное внедрение новых технологий и качественное их освоение;
- своевременное информационное обеспечение;
- мотивация и стимулирование работников (заинтересованность исполнителей в получении
положительного результата);
- создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
- - контроль всех происходящих в дошкольном учреждении процессов;
- привлечения средства на развитие образовательного учреждения.
3.Основная идея инновационного развития дошкольного образовательного
учреждения
Сильная мотивированная личность может вырасти и окрепнуть лишь в здоровой среде.
Создать здоровую среду обитания можно собственными силами человека. При этом опираться
нужно на возможности природной среды. Необходимо знать родную природу, уметь общаться с
ней, понимать, как природа влияет на здоровье человека и какие возможности сохранения
здоровья она предоставляет.
Несмотря на то, что ДОУ в рамках своего развития решает лишь одну из задач образования экологическую, решение этой задачи определяет стратегию развития всех сторон деятельности
детского сада.
Вместе с социально-экологическим партнерством и сотрудничеством для учреждения
остается незыблемым условием развитие эколого-образовательного процесса самого МБДОУ
Ремонтненского д/с «Солнечный зайчик».
Основной идеей развития МБДОУ Ремонтненского д/с «Солнечный зайчик» является
создание условий для реализации задач экологического воспитания дошкольников.
Приоритетным направлением развития дошкольного учреждения на ближайшие года была
выбрана именно эта идея.
4. Цель и задачи программы развития
Цель:
Построение целостной системы с активным взаимодействием всех участников
образовательных отношений, обеспечивающей оптимальные условия для перехода на новый
более высокий усовершенствованный уровень работы по экологическому воспитанию детей с
учётом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и склонностей.
Задачи:
1. Усовершенствование
и обогащение материально-технической базы дошкольного
образовательного учреждения для повышения качества образования детей по экологическому
воспитанию.
2. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса для формирования у детей
дошкольного возраста экологической культуры и осознанного отношения к окружающему миру
через освоение и внедрение новых технологий воспитания и образования дошкольников.
3. Создание условий для развития кадрового потенциала ДОУ по вопросам экологического
воспитания детей дошкольного возраста.
4. Развитие системы партнёрских взаимоотношений с семьями воспитанников по вопросам
экологического воспитания детей.
5. Усовершенствования плана сотрудничества с социально значимыми организациями по
экологическому воспитанию дошкольников.
Участники:
дети ДОУ;
педагоги ДОУ;
10
родители воспитанников;
социальные партнеры.
5. Концептуальный проект развития ДОУ
Создание действующей модели устойчивого развития ДОУ, создание пространства, максимально
благоприятного для реализации задач экологического воспитания дошкольников. Обеспечить
условия для формирование активной позиции ребенка как «защитника и друга» мира природы.
Экологическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной
работы. Экология – один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологии –
изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Взаимодействие
организмов со средой рассматривает каждая биологическая наука. Экология затрагивает лишь ту
его сторону, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и
динамику популяций и сообществ.
Важно воспитывать экологическую культуру и ответственность за состояние окружающей
среды с дошкольного возраста, так как приобретенные в это время знания могут в дальнейшем
преобразоваться в прочные убеждения.
Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению
подрастающего поколения - это соответствие требованиям ФГОС ДО, внедрению новых
подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а
расширению их возможностей. Использование проектной деятельности в практике дошкольного
образования, и востребованная дошкольными работниками.
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое
воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только
экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести
планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно
организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под
руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное
влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.
Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их
мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы,
замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под
влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется
правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой
положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.
Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы
программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель:
научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.
Таким образом, экологическое воспитание дошкольников становится ценностным
приоритетом всей воспитательно-образовательной работы детского сада. Опираясь на
предпочтения обобщенного заказа к ДОУ, на возможности, которые имеются в Учреждении
сейчас, на ресурсную базу, которая будет сформирована при наличии определенных условий и
действий, принятых в дошкольном учреждении, а также необходимость решения реально
существующих и выявленных проблем, педагогическим коллективом был осуществлен выбор
модели, которая будет конструироваться в ДОУ.
11
Модель выпускника
-Физически, психически здоров и развит, сформирована привычка к здоровому образу жизни.
-Интеллектуально развит, любознателен, активен во всех видах детской деятельности, любит
экспериментировать, трудиться, готов к обучению в школе.
-Владеет основами социального поведения: доброжелательно относится к окружающим, умеет
попросить помощь у взрослого и у сверстника и оказать её, способный управлять своим
общением.
-Сформированы базисные характеристики личности, обеспечивающие готовность к
саморазвитию: самостоятельность, инициатива, активность, умение осуществлять выбор,
способность к самоконтролю и достижению результата.
Модель педагога
-Аттестован на 1 и высшую квалификационные категории.
-Творческая личность с мотивацией на рост профессионального мастерства.
- Владеет информационными программами и технологиями по экологическому воспитанию.
-С развитыми личностными качествами: интеллектуальными, коммуникативными, волевыми,
нравственными, эмоциональными.
- Умеет планировать и координировать свою деятельность.
-Умеет организовывать образовательный процесс, используя разные формы работы с детьми. Умеет строить свою работу на партнёрских отношениях с детьми и родителями.
Модель родителя
-Понимает задачи МБДОУ.
-Активно участвует во всех мероприятиях МБДОУ.
-Осознаёт важность экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Так в концепции дошкольного воспитания подчеркивается необходимость ориентирования
педагогов на реализацию принципов.
Методологические принципы концепции развития ДОУ
Для положительного результата работы ДОУ по предлагаемой программе педагогический
процесс должен отвечать определённым требованиям, которые заложены в ведущих принципах:
Принцип системности и последовательности - любая новая ступень в обучении, опирается
на знания освоенные ранее, изучение материала по тематическим проектам;
Принцип наглядности - информация лучше воспринимается через яркий иллюстративный
материал;
Принцип занимательности;
Принцип новизны позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к
деятельности путём постановки последовательной системы задач, максимально активизируя
познавательную сферу дошкольника;
Принцип динамичности заключается в постоянном углублении и расширении целей по
воспитанию, обучению и развитию ребёнка, т.к. необоснованное дублирование содержания и
задач занятий - одна из причин снижения внимания и интереса детей к обучению;
Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности способствует адаптации к
дальнейшей жизни в современном обществе;
Принцип
гуманистической направленности предполагает
осознанное
отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного
развития;
12
Принцип эффективности социального взаимодействия способствует формированию
навыков социальной адаптации, самореализации, позволяет воспитанникам расширить сферу
общения, создает условия для процессов самоопределения и адекватной коммуникации;
Принцип педагогической поддержки, т.е. особой формы педагогической деятельности,
направленной па помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, решение его
индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, обучением, общением, жизненным
самоопределением;
Принцип управляемости и целенаправленности, так как цель и управление являются
системообразующими факторами функционирования и развития образовательного
учреждения;
Принцип непрерывности – обеспечение преемственности ступеней образования,
многомерность движения;
Принцип личностной ориентации;
Принцип природосообразности предполагает, что определять содержание, выбирать
формы, средства образования, стиль взаимодействия с каждым ребенком необходимо на
основе целостного знания о ребенке (его физиологических, психических особенностей,
состояния физического здоровья, социально-нравственных представлений).;
Принцип культуросообразности реализуется в ходе воспитания детей как на
общечеловеческих культурных ценностях, так и на ценностях, присущих региональной
культуре и данному социуму;
Принцип многоуровневой дифференциации и индивидуального подхода позволяет
организовать воспитание и обучение детей:
-по уровню развития;
-состоянию здоровья (физического, психического);
-возрастным особенностям;
-интересам и творческому потенциалу;
-половому признаку;
Таким образом, система перечисленных принципов предполагает сотворчество педагога и
воспитуемого и отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком.
6. Содержание образовательного процесса, различных его моделей, стратегия
и тактика развития
Стратегия развития учреждения рассчитана на период до 2026 года. Стратегия определяет
совокупность реализации приоритетных направлений, ориентированных на развитие детского
сада. Эти направления определены концептуальными проектами, обеспечивающие участие
коллектива детского сада, родителей воспитанников ДОУ и социума:
1. «Юный эколог»
2.«Волшебный мир родной природы»
3.«Педагог-ребенок-семья»
4. «Экологическая педагогическая мастерская»
13
Образовательный процесс в дошкольной организации строится по программам и
технологиям по разным направлениям развития ребёнка.
Их реализация проходит в рамках общего образовательного процесса, осуществляется по
следующей структуре:
- с помощью организационного обучения в форме непосредственной образовательной
деятельности;
- в совместной деятельности воспитателя с детьми вне занятий, в свободной форме;
- в самостоятельной деятельности, созданной воспитателями предметной развивающей среде.
Формы организации жизнедеятельности
Основными средствами воспитания экологической культуры, осознанного отношения к
окружающему миру выступают:
- общение и обогащение элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию
ребенка-дошкольника т.д.
- специально организованные интеллектуальные игры «Всезнайка», «Хочу все знать», «Юные
исследователи» служат гарантией не регламентированности, но при этом и результативности
воспитательно-образовательного процесса, придают ему активный, развивающий характер; предпочтение отдается интегрированным и комплексным, поисково-экспериментальным видам
деятельности, которые обеспечивают всестороннее развитие детей, а также итоговые
мероприятия – презентации, организации мини-музеев, спектакли, концерты, досуги, праздники
и т.д.
- повышение профессиональной компетентности педагогов - предусмотрено в каждом виде
деятельности, это важнейшее условие развивающегося ДОУ организуется в следующих
формах: курсы повышения квалификации, мастер-классы, тренинги, деловые игры, семинарыпрактикумы, круглые столы, викторины, педагогические ринги и т.д.;
обмен опытом в виде презентаций на педсоветах, изучение новинок и нетрадиционных подходов
в экологическом воспитании; участие в конкурсах.
- определение наиболее эффективных форм взаимодействия между педагогами детского сада,
работниками дополнительного образования, социально значимых учреждений села.
- развитие материальной-технической базы учреждения в соответствии с ФГОС.
- выстраивание партнёрских взаимоотношений детского сада с родительской
общественностью.
Специфика организации образовательного процесса
В содержании программы развития обозначена общая цель, направленная на развитие
детей: учить уважительно и бережно относится к окружающему миру, животным, растениям,
своему здоровью.
В соответствии с ФГОС педагогический процес строится по двум основным блокам,
соотношение которых обеспечивает оптимальное распределение времени в течение дня.
1 блок - совместная деятельность взрослого и детей.
В свою очередь в совместной деятельности взрослого и детей планируем разделы:
- специально организованная образовательная деятельность;
- образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментах.
2 блок - самостоятельная деятельность детей.
Самостоятельная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметноразвивающей образовательной среды, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по
интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Главное – создать разнообразную предметную среду, обеспечивающую выбор вида
деятельности, соответствующей интересам, потребностям, уровню сформированности детской
14
деятельности и развитию личности ребенка в ней.
Планирование работы по экологическому воспитание детей осуществляется по следующим
направлениям: знакомство с особенностями взаимоотношений в семье, формирование системы
элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка дошкольника,
развитие познавательного интереса к миру природы, формирование первоначальных умений и
навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка, воспитание
гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы
и окружающему миру в целом, формирование первоначальной системы ценностных ориентаций
(восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
В плане реализации программы развития используются различные формы, методы и приемы
взаимодействия с воспитанниками.
Для реализации поставленных задач планируется расширять формы партнерских
взаимоотношений с семьями воспитанников, Районным дворцом культуры МБУК «РДК и АКБ»
Ремонтненского района, детской библиотекой идругими социально значимыми организациями.
Насыщение предметно-пространственной среды
Предметно-развивающая среда в рамках реализации программы развития преобразуется с
учетом принципа доступности, целесообразности, эстетичности, развивающей направленности.
Насыщение центров детской активности происходит параллельно с реализацией задач
концептуальных проектов Программы.
Обязательным условием для решения задач Программы является развитие материальной
базы, приведение ее в соответствии с концепцией развития учреждения.
Оснащение и оборудование здания дошкольной организации изменится с учетом задач
экологического воспитания детей дошкольного возраста. Прогулочные площадки будут
оснащены многофункциональным оборудованием игровой, театрализованной, трудовой и
познавательной деятельности, что будет способствовать полноценному и целостному развитию
детей, воспитанию патриотических отношений и основ для формирования экологической
культуры.
Усилия педагогического коллектива необходимо направить на преобразование предметнообразовательной среды, а именно:
- создания в группах мини-центров по изучению окружающего мира (альбомы, видеоролики,
открытки, фотографии- пособия, атрибуты, материалы детской поисково-экспериментальной
деятельности и ручного труда);
- дальнейшего совершенствования исследовательских уголков (приобретение материалов для
детского экспериментирования;
- приобретения различных видеороликов экологической направленности;
- приобретение дидактических игр по данному направлению.
Направления реализации программы развития
Направление
изменений
В содержании
2023-2024г
2024-2025г.
2025-2026г.
Анализ работы по
экологическому воспитанию
до начала реализации
Программы.
Поиск и апробация
новых технологий и
форм работы по
экологическому
воспитании
Анализ результатов
мониторинга экологического
воспитания, определение
перспектив развития с учетом
требований современной
педагогики
15
Отбор,
систематизация
содержательного фонда для
реализации Программы
развития
Поиск оптимальных форм
работы по воспитанию
экологической
культуры,осознанного
отношение к окружающему
миру.
- укреплению физического и
психического здоровье детей
Активизация работы
по экологическому
воспитанию
Внедрение
проектного метода
Координация работы по
экологическому воспитанию с
учетом региональных и
федеральных программ
Систематизация работы по
экологическому воспитанию,
обобщение передового
опыта. Внедрение
инновационных технологий
в образовательный процесс.
В кадровой
политике
Повышение педагогического
мастерства и
профессиональной
компетентности педагогов.
Совершенствование
системы
материального
стимулирования
педагогов.
Оценка результатов работы
рабочей группы.
Работа в инновационном
режиме.
В научнометодической
работе
Поиск лучших методик и
технологий, методических
разработок по
экологическому воспитанию.
В методах
обучения и
воспитания
Организация
методической
помощи
воспитателям
через систему
взаимопосещений,
открытых показов,
обобщения опыта.
Совершенствование условий Оформление
В
материально- для реализации программы минимузеев.
техническом
развития.
Обновление
обеспечении.
оснащения
центров
детской
активности
в
группах.
В
Разработка, локальных актов Отслеживание новых
администрати
нормативно-правовых
документов
вно-правовых
различного уровня,
и финансовых
регламентирующих
условиях
образовательные
отношения
16
Реализовать возможность
получения информации и
обмену опытом с садами
других регионов через
Интернет
Обобщение опыта по
оснащению образовательного
пространства для реализации
задач экологического
воспитания дошкольника.
Систематизация нормативноправовой базы дошкольной
организации
дошкольных
учреждений
В методах
управления
Разработка нормативной
базы.
В работе с
семьей
Анкетирование,
планирование
В работе с
социумом:
Ремонтненская Совместные мероприятия
гимназия №1
Создание
творческих групп,
координация их
работы.
Пополнение
нормативноправовой базы
Консультирование
родителей по
вопросам
экологического
воспитания
Формирование рабочей группы
по оформлению результатов и
выводов по реализации
программы развития.
Взаимопосещения,
Обмен опытом
Преемственность в программе
Участие в выставках, акциях,
проектах
Помощь в создании
информационной базы
Детская
библиотека
Совместные мероприятия
Помощь в
организации
мероприятий
Дворец
культуры
Помощь в подготовке
мероприятий
Проведение
совместных
мероприятий,
тематические
концерты, праздники.
Повышение
уровня
компетентности родителей в
вопросах
экологического
воспитания.
Участие
родителей
в
реализации проектов, в акциях
и праздниках
Участие в совместных акциях,
праздниках.
Помощь
в
организации
тематических выставок.
Условия реализации программы развития
Пери
оды
Информационное МатериальноМетодическое
обеспечение
техническое обеспечение обеспечение
программы
программы
программы
17
Работа с
педагогическими
кадрами
20232024
Анкетирование
родителей:
«Экологическая
культура
актуальность
и
способы
ее
формирования у
дошкольников»,
«Уровень
сформированности
элементарных
научных
экологических
знаний
воспитанников»
«Экологическая
культура-это…»
Сбор материала для
музейных
выставок,
демонстрационного,
иллюстративного
материалов,
видеороликов.
20242025
Мониторинг
экологического
воспитания детей в
каждой возрастной
группе детского
сада.
20252026
Изучение спроса
родителей на
дополнительные
образовательные
услуги.
Диагностика
уровня развития
экологической
культуры.
Создать:
-мини-центры по
изучению окружающ.
мира (альбомы,
видеоролики, открытки,
фотографии- пособия,
атрибуты, материалы
детской поисковоэкспериментальной
деятельности и ручного
труда);
- экологических
минимузей,
- мини-библиотеку
Оборудовать уголок
природоведения.
«Научный центр».
«Красная
книга»
Пополнить сюжетноролевые
игры
новыми атрибутами,
оборудованием.
18
Учебнометодическое
обеспечение
проекта
«Волшебный мир
родной природы».
Подготовить
рекомендации для
воспитателей
«Педагогические
условия
воспитания у
детей
экологической
культуры,
осознанного
отношения к
окружающему
миру»
Составить
перспективный
план работы по
экологическому
воспитанию
Проведение круглых
столов, семинаров,
консультаций по
проблеме
экологического
воспитания
Составить
диагностические
карты по оценке
экологического
воспитания
в
каждой
возрастной
группе.
Семинар по
ознакомлению с
особенностями
природы родного
края.
Консультирование
педагогов по
вопросам организации
и проведения
тематических
мероприятий
Проведение
индивидуальной
работы с семьями
воспитанников
Диагностика
представлений
детей
о
разнообразии
природного мира
Организовать
фотовыставку
«Волшебный мир родной
природы». Пополнить
центры науки
тематическими
альбомами, наборами
иллюстраций,
энциклопедическими
изданиями.
Оформление
Отслеживание
роста
музейных выставок педагогического
«Экологический
мастерства.
макет» Текущий и
«Мусорная
итоговый контроль фантазия»»
работы
воспитателей по
выполнению задач
экологического
воспитания.
Образование
воспитанников в
процессе
создания минимузеев: «Редкие
животные»,
«Береги природу»
«Родной край», и
др.
Конкурс для
воспитателей:
«Разработка
календарноперспективного плана
образовательной
деятельности по
экологическому
воспитанию».
Составить план
работы с семьями
воспитанников по
экологическому
воспитанию
Обобщение и
оформление
передового опыта.
Круглый стол:
«Актуальные вопросы
экологического
воспитания детей
дошкольного возраста.
Проблемы и
перспективы»
Реализация инновационного содержания программы развития будет осуществляться через
систему тематических проектов.
Проект «Юный эколог»
Идея проекта: экологическое воспитание детей через формирование экологической
грамотности и норм поведения на основе совместной деятельности со взрослыми и
сверстниками.
Цель проекта: становление у детей научно-познавательного, эмоциональнонравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде.
Задачи:
1. Формирование
системы
элементарных
научных
экологических
знаний,
доступных пониманию ребенка дошкольного возраста;
2. Получение начальных представлений и практических навыков в области природопользования,
охраны природы;
3. Получение начальных представлений о человеке, как живом организме, об экологии человека
(понимание отдельных проявлений зависимости здоровья детей и взрослых от условий среды, в
которой они живут);
4. Воспитание у детей позитивно-деятельного отношения к объектам и явлениям природы, с
которыми они вступают в контакт.
Предполагаемые результаты:
1. Ребенок способен свободно выражать различные эмоциональные состояния при общении с
окружающим миром природы;
2. Имеет элементарные научные экологические знания об окружающем мире;
3. Имеет сформированные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы
и самого ребенка поведения.
4. Обладает практическими навыками ухода за объектами природы.
19
5. имеет элементарные знания о человеке как живом организме, воспринимает себя как часть
природы.
Проект «Волшебный мир родной природы»
Идея проекта: воспитание у детей эмоционально-ценностного отношения к природе
родного края через ИКТ.
Цель проекта: формирование у детей представлений о необходимости бережного и
сознательного отношения к природе родного края через ИКТ.
Задачи проекта:
1. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы,
формировать умение при необходимости оказывать помощь.
2. Воспитание любви к природе через любование ею, восхищение и удивление ее красотой и
загадочностью;
3. Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию
ребенка дошкольного возраста через ИКТ.
4. Способствовать развитию познавательной активности, творческих проявлений детей в
процессе формирования основ экологической культуры.
5. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников по отношению к
объектам природы.
6. Формирование мировоззрения через активные формы природоохранной деятельности обучение заповедному делу и оказание посильной помощи растениям;
7. Выполнение исследовательской и природоохранной работы; воспитание активной, творческой
личности;
8. Повышать экологическую
грамотность педагогов, их
профессионализм в
области экологического воспитания средствами ИКТ.
9. Привлечь родителей к участию в мероприятиях экологического характера.
Ожидаемые результаты:
1.Развитый познавательный интерес детей, любознательность, творческие способности.
2.Сформированы навыки культурного и безопасного поведения в природе, осознанное
отношение к объектам природы.
3. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды.
4. Повышение экологической грамотности педагогов, участие родителей в экологических
мероприятиях.
Проект «Педагог – ребенок - семья»
Идея проекта: Экологическое воспитание ребенка совместными усилиями ДОУ и
семьи.
Цель проекта: Формирование у родителей активной позиции в экологическом
20
образовании дошкольников.
Задачи:
1. Разработка и использование инновационных форм работы с родителями по экологическому
воспитанию детей;
2. Изучение и внедрение в работу новых приемов активизации родителей;
3. Систематизация деятельности через разработку перспективного планирования работы с
родителями по экологическому образованию детей;
4. Привлечение родителей к организации и участию в мероприятиях экологического характера.
Предполагаемые результаты:
1. Сформированная активная родительская позиция;
2. Повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания;
3.Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Проект «Экологическая педагогическая мастерская»
Идея проекта: Объединить усилия педагогов – активно разрабатывающих
направления развития ДОУ в «мозговой центр» - научно-методический совет, который и
должен вести методическую работу, вовлекая в нее новых педагогов.
Цель проекта: Развитие творческой личности педагога, как инструмент саморазвития
воспитателя, и проектирование моделей личностно-ориентированного обучения, направленного
на решение задач определенных данной программой развития.
Задачи:
1.Разработка положения о «Мастерской», формирование команды единомышленников; 2.
2.Организация работы по изучению, обсуждению нововведений предложенных в программе.
3.Вовлечение родителей в процесс стратегического планирования и управления ДОУ;
4.Проработка методических аспектов программы;
5. Создание базы данных по использованию востребованного опыта;
6. Организация семинаров, практикумов среди педагогов вовлеченных в решение аналогичных
задач развития;
7. Обсуждение и анализ результатов нововведений;
8. Планирование
необходимости
прохождения
индивидуальной
квалифицированной
подготовки;
9. Разработка системы стимулирования инновационного творчества педагогов.
10.Изучение и обсуждение современных педагогических технологий, обеспечивающих
перспективу создания собственных методик и программ.
Предполагаемые результаты:
1. Сформированная активная педагогическая позиция, направленная на повышение
профессионализма педагогов;
2. Повышение потенциала методического сопровождения программы развития;
3.Активное участие педагогов ДОУ в реализации программы развития.
7. Этапы реализации программы развития
1 этап, подготовительный (2023 - 2024)
1.
2.
3.
Создание материально-технических и финансовых условий для работы учреждения.
Заключение долгосрочных договоров социального партнерства с объектами социума.
Обеспечение возможности педагогам выбрать учебные планы, программы, средства и
21
4.
формы образовательной работы.
Разработка мониторинговых исследований.
2 этап, поисково – преобразующий (2024 – 2025)
Практическая реализация программы развития.
2. Создание системы экологического воспитания.
3. Сохранение и развитие единого образовательного
вариативности образовательных услуг.
пространства,
расширение
3 этап, заключительный (2025 - 2026)
1. Отслеживание развития воспитанников и компетенции педагогов
2. Анализ работы ДОУ по программе развития за 2023 – 2026 г.
3. Подготовка и обобщение опыты работы ДОУ по реализации программы развития.
8. Ожидаемые результаты реализации программы развития
В дошкольной организации сформируется социокультурное образовательное
пространство, определится действующая модель устойчивого развития учреждения,
которая обеспечит повышение статуса экологического воспитания. У детей расширятся и
систематизируются знания, которые в дальнейшем станут основой для формирования
экологической культуры и осознанного отношения к окружающему миру. Будет
сформированы первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного
поведения для природы и для самого ребенка; познавательный интерес к окружающему
миру; гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру
природы и окружающему миру в целом; первоначальные системы ценностных ориентаций
(восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
Педагогический коллектив достигнет высокого уровня педагогического мастерства,
профессиональной компетентности, овладеют современными образовательными
программами и технологиями по экологическому воспитанию детей в соответствии с
ФГОС ДО.
Разработается система партнерских взаимоотношений дошкольной организации с семьёй
в соответствии с ФГОС ДО. Повысится заинтересованность и компетентности родителей
в вопросах экологического воспитания детей.
Укрепятся связи с учреждениями культуры, образования, общественными организациями.
9. Ресурсное обеспечение программы развития
10.Финансовые ресурсы
Основная часть реализации программы будет финансироваться Учредителем ДОУ —
администрацией. При реализации программы предполагается дополнительное финансирование
через привлечение внебюджетных средств.
Материально-технические ресурсы
В ДОУ создана макросреда и микросреда, но требует должного внимания в ее организации при
внедрении и использовании новых технологий в воспитании и образовании детей в условиях
22
детского сада, также требуется улучшение техническое состояние прогулочных участков и
территории, приобретение оборудования для обновления предметно-развивающей среды в
группах. Приобретение технических и дидактических средств обучения, методическое
обеспечение по всем видам деятельности
Кадровые ресурсы
Педагогический коллектив, имеющий первую квалификационную категорию и опыт работы,
готовый к внедрению инновационных технологий. Однако инновационный режим деятельности
ДОУ требует от педагогов более высокого уровня квалификации, увеличения интенсивности
деятельности, разработки программ саморазвития, повышения компьютерной грамотности.
Программно-методические ресурсы и информационные ресурсы
Система работы ДОУ требует пополнения методической литературы, дидактического оснащения
образовательного процесса с детьми и необходимой оргтехники.
10.
Совершенствование структуры системы управления
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством РФ на принципах
демократичности, открытости, профессионализма.
Высший уровень управления обеспечивает заведующий, наделенный административными
полномочиями. Основные функции заведующего: обеспечение охраны жизни и здоровья детей,
руководство воспитательно-образовательной работой, административно-хозяйственной,
финансовой деятельностью, стимулирование сотрудников и координирование их
взаимодействия.
Второй уровень управления входят органы самоуправления ДОУ: Совет Учреждения,
Педагогический совет, Общее собрание.
Третий уровень - уровень руководителей функциональных служб, к которым относятся
административно-хозяйственная служба.
Четвертый уровень управления входят воспитатели.
Заведующий, Педагогический Совет,
Управляющий совет Учреждения,
Общее собрание
Контроль
1уровень – самоанализ, самоконтроль
2 уровень – проектный
3 уровень – административный (фронтальный, тематический, ежедневный, предупредительный)
Методическая работа
Консультации
Дискуссии
Клуб «Педагогов»
Семинары
«Круглые столы»
Беседы с педагогами
Практикумы
Взаимопосещения
Деловые игры
Тренинги
Семинары-практикумы
Конкурсы
Конференции
Тестирования
Выставки
Наставничество
Открытые просмотры
Педагогический ринг
23
11. Система контроля за выполнением основных разделов
программы развития
Критерии
результативности
Показатели
Методы контроля
Критерии обеспечения эффективности образовательного процесса
Материальнотехническая,
нормативная и
программнометодическая
оснащенность
образовательного
процесса.
-Динамика финансирования, привлечения
внебюджетных средств.
-наблюдение изучение
документации.
-Нормативно-правовая обеспеченность
образовательного процесса.
-Обеспеченность методической литературой.
- Уровень материально-технической оснащенности
(оснащение групп, наличие условий для развития
детей, ТСО).
Создание условий -Эмоционально-психологический
климат
в -социальнодля деятельности педагогическом. коллективе.
психологическое
педагогов
исследование
-Участие педагогов в профессиональных конкурсах, в
-изучение
опытнодокументации
экспериментальной работе.
-Представление педагогами ДОУ своего опыта на
разных уровнях (РМО, открытые показы, выступления,
публикации).
Критерии эффективности деятельности управления.
Эффективность
деятельности
управления
-Оптимальность
организационной структуры
управления.
-Четкость
распределения
функциональных
обязанностей.
-Анализ эффективности принятых и выполненных
решений.
-Число эффективных инициатив.
-Число и значимость инновационных проектов.
-Качество контроля внедрения новшеств.
Критерии процесса реализации Программы.
Развитие
воспитанников
ДОУ
Сформированность
социокультурного
-анкетирование изучение документации
-Наличие у детей широкого кругозора.
-Наличие у детей сферы собственных
познавательных
интересов.
-Сформированность у детей экологической
-анализ
продуктов
детской деятельности
культуры
и
осознанного
отношения
к
окружающему миру.
- Сформированность у детей элементарных
научных экологических знаний об окружающем
мире.
- мониторинг
-Эффективность
взаимодействия
учреждениями ведомствами.
-наблюдение изучение
24
ДОУ
с
-изучение
документации
образовательного
пространства
Сотрудничество с
родителями
Повышение
профессионализма
педагогов.
-Разнообразие
и
эффективность
форм взаимодействия с семьями.
-Компетентность родителей в
вопросах
экологического воспитания детей.
-Осознанное и активное включение родителей в
педагогический процесс.
-Уровень
образованности,
квалифицированности
педагогического состава ДОУ.
-Уровень профессиональной компетенции педагогов,
динамика изменения ценностных ориентаций.
-Мотивация на самообразование.
документации социологический
опрос
-наблюдение
-изучение
документации
- анкетирование
-изучение
документации
-анкетирование
-тестирование
-наблюдение
12. Смета расходов, предусмотренных на реализацию программы
развития
Направления и мероприятия
Годы
реализации
1. Укрепление материально-технической базы
1.1
Строительные и технические работы по
Общая
сумма
расходов
(рублей)
Источники
финансирования
50000
поддержанию здания, сооружений и детских площадок
ДОУ в соответствии с требованиями СанПиН
-косметический ремонт групповых помещений
1.2Приобретение мебели, спортивного инвентаря,
учебно-методических пособий
-мебель для групповых комнат
-спортивный инвентарь
-Учебно-наглядные пособия
1.3Информационно-технологичекое обеспечение
-приобретение баннеров, информационных
2024-2026
50000
130000
2024-2026
2024-2026
2024-2026
2023-2026
80000
20000
30000
20000
20000
2023-2026
50000
50000
МБ
МБ; ВБ
МБ; ВБ
МБ; ВБ
МБ;ВБ
технологий
2.Учебно-методическая работа.
2.1.Методические и дидактические пособия,
игрушки
3.Организационно-методическая
работа,
культурно-массовые мероприятия
3.1. Повышение квалификации
3.2.Организация смотров конкурсов, праздников,
районных мероприятий
4. Хозяйственные расходы
ИТОГО
ВБ
25000
2023-2024
2024-2026
20000
5000
МБ;ВБ
МБ;ВБ
2023-2026
2023-2026
100000
375000
МБ;ВБ
МБ - муниципальный бюджет
ВБ – внебюджетные средства
25